25 ноября 2016 г.
Дорога к профессии

Дорога к профессии

Выбор профессии — это достаточно серьезный вопрос, к кото­рому стоит подходить обдуманно. Во-первых, нужно учитывать свои личные интересы. Во-вторых, оценить собственные спо­собности. В-третьих, проанализировать соответствие своих лич­ностных качеств с теми качествами, наличия которых требует выбранная профессия. В-четвертых, изучить возможные жиз­ненные перспективы, которые даст та или иная профессия.

Знакомство школьников с миром про­фессий и ориентация на работу в различ­ных сферах общественного производства происходит в рамках изучения предмета «Технология» в 5–8 классах.

Выпускник — девятиклассник впервые сталкивается с задачей выбора направлен­ности своего обучения: продолжить обуче­ние в школе в общеобразовательных клас­сах, получить профильное образование или уйти в профессиональную образовательную организацию (техникум или колледж). Все варианты обучения предполагают получе­ние среднего общего образования.

Профильное обучение в школе — это си­стема организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит в соответствии с направленнос­тью образовательных программ. Напри­мер, в естественно-научном профиле предпочтение в учебном плане отдается химии, биологии, физике, а на элективных курсах учащимся предложат расширить свои знания, например, о химическом про­изводстве или биофизике.

Учащиеся выбирают профиль обучения в соответствии с собственными интереса­ми и способностями. Для этого на базе некоторых школ открываются полипрофиль- ные центры, как, например, в школе № 23 г. Комсомольска-на-Амуре. В Бикинском районе такой центр создан на базе школы № 6, в которой обучаются дети со всего района. Некоторые школы, определяя про­филь обучения, называют его сориентаци- ей на будущую профессию: так открыва­ются педагогические, медицинские, юри­дические, экономические, инженерные и пр. классы. Медицинские классы открыты в г. Комсомольске-на-Амуре на базе шко­лы № 3 и образовательного центра «Откры­тие», педагогические — в школах с. Нижне­тамбовское Комсомольского района и г. Амурска. В школах края очень востребо­вано обучение в кадетских классах, коли­чество таких классов ежегодно растет.

Профильное обучение также можно рас­сматривать как средство повышения ка­чества и эффективности общего образо­вания, при котором учитываются интере­сы, склонности и способности ребенка, а это положительно сказывается на его учеб­ной мотивации.

При этом огромную роль играют создан­ные в школе условия обучения, к которым можно отнести квалификацию педагогичес­ких кадров, наличие современных средств обучения, оборудование кабинетрв и др. Выбирая профиль обучения, школьник ори­ентируется не только на то, что предлагает ему «своя» школа, в которой он проучился девять лет. Например, в п. Ванино стар­шеклассникам предоставлена возможность обучения по физико-математическому, ес­тественно-научному, социально-экономи­ческому профилям на базе школ № 3 и № 4. В этих школах созданы все условия для качественного и эффективного обучения в средней школе, и выбор профиля обуче­ния остается за выпускником.

Министерством образования и науки Хабаровского края с 2015 года реализу­ется проект «Компас самоопределения», главной задачей которого является созда­ние в общеобразовательных организаци­ях среды, способствующей самореализа­ции выпускников на региональном рынке труда. Одним из результатов проекта се­годня можно считать увеличение числа учащихся, которым предоставлена воз­можность одновременно с получением среднего общего образования пройти про­фессиональную подготовку по выбранным ими профессиям. Например, в школе п. Монгохто старшеклассники учатся «Ав­тоделу», для преподавания которого обо­рудован специальный класс, автодром, приобретено оборудование, два учебных автомобиля для обучения и сдачи экзаме­нов на получение водительского удосто­верения в ГИБДД. В Николаевском муни­ципальном районе азы профессии автоме­ханика можно получить на базе городско­го центра технического творчества.

Интересен опыт организации образова­тельного горнодобывающего кластера в п. Чегдомын Верхнебуреинского района. Уча­щиеся школы не понаслышке знают о про­фессии шахтера — большинство родителей трудятся в горнодобывающей отрасли. Совместно с шахтой в школах Чегдомына проводятся квесты, образовательные прак­тики, организуется проектно-исследова- тельская деятельность.

Конечно, на характер профориентационной деятельности оказывают влияние особенно­сти экономического развития края. Поэтому в зависимости от потребности территорий в квалифицированных кадрах ребятам расска­зывают о профессиях, востребованных в их родных местах. Например, в Вяземском му­ниципальном районе приоритет отдается лесодобывающему и сельскому хозяйству, в Советско-Гаванском районе — рыбоперера­батывающему производству.

Значительное влияние на профессио­нальный выбор оказывают родители и бли­жайшие родственники. Взрослым следует понимать всю ответственность за те сове­ты и пожелания, которые они адресуют своему ребенку. Самое главное в таких случаях — помнить о том, что задача род­ных — помочь ребенку определиться с про­фессией, а не сделать выбор вместо него.

Для благополучия общества необходи­мо, чтобы каждый выпускник школы нашел в будущем применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить удовлетворение от своего труда.

По информации министерства образования и науки Хабаровского края.

 

 

 

 

 

Назад