17 августа 2017 г.

В Хабаровске прошел межрегиональный семинар, на котором обсуждался опыт поддержки школ с низкими образовательными результатами и находящихся в сложных социальных условиях

В Хабаровске прошел межрегиональный семинар, на котором обсуждался опыт поддержки школ с низкими образовательными результатами и находящихся в сложных социальных условиях.

Участниками семинара стали руководители и заместители руководителей общеобразовательных организаций — участников краевого проекта «Эффективная школа», муниципальные координаторы проекта, представители субъектов Российской Федерации.

Вопрос сопровождения школ, работающих в сложных социальных условиях или показывающих низкие образовательные результаты является приоритетным уже не первый год. С 2014 по 2016 год в Хабаровском крае действовал проект «Антикризисное сопровождение школ». В нем участвовали 30 средних образовательных учреждений Хабаровского края. За три года во всех школах удалось достичь положительных изменений. Например, все без исключения выпускники этих школ прошли государственную итоговую аттестацию.

— Директора этих учреждений полностью пересмотрели свой подход к организации процесса. Им удалось зажечь своих педагогов и учеников положительной энергией и доказать, что они ничуть не хуже других, — отметила заместитель начальника отдела управления общего образования министерства образования и науки Хабаровского края Светлана Свириденко.

В феврале 2017 года в крае стартовал новый проект под названием «Эффективная школа». По результатам идентификации всех школ края в него вошли 18 учреждений из 11 территорий края. Все они представили собственные программы повышения качества образования, которые составлены с учетом проблемных зон.

 — Зачастую случается, что и в благополучных школах дети показывают низкие образовательные результаты, — рассказала ректор Хабаровского краевого института развития образования Елена Кочетова. — В целом, по итогам проведенной идентификации более 60 процентов школ, включенных в проект, имеют достаточно высокий индекс социального благополучия. Это говорит о том, что причины низких образовательных результатов обучающихся кроются не в сложных социальных условиях, в которых функционирует учреждения. Необходимо анализировать такие аспекты деятельности школы как управление и преподавание. Программы повышения качества образования, разработанные школами на основе самодиагностики уже сейчас позволили выделить общие проблемные вопросы, которые можно решить через корпоративное обучение и повышение квалификации педагогических коллективов. Такое обучение запланировано до конца текущего года на бюджетной основе за счет федеральной субсидии в рамках реализации мероприятия 2.2. «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов». Кроме этого, проект предусматривает создание и развитие профессиональных педагогических сообществ обучения как новой формы методической работы в школе.

Справедливость данного тезиса подтвердила ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ Марина Пинская. Успешный руководитель не ждет реформ «сверху», которые позволят его неблагополучной школе стать эффективной. Он сам пытается что-то изменить.

— Эффективный директор должен быть стратегом, замечать все мельчайшие детали и нюансы, происходящие в жизни школы, — подчеркнула Марина Александровна. — Ему нужно делать ставку на улучшение качества работы учителей, участвовать в разработке учебных программ, вовлекать школьников в различные конкурсы, олимпиады, проекты. Как показывают многочисленные мониторинги, неблагополучная школа во главе с грамотным, позитивно настроенным руководством может обходить «элитные» учреждения по многим параметрам.

Стоит отметить, что для достижения высоких результатов в школах уже применяются новые методики работы. Одним из таких «ноу-хау» стал коучинг. Его начали применять в школе № 3 поселка Хор, учащиеся которой показывали низкие результаты по итогам экзаменов в 9-х и 11-х классах. Для своих уроков этот метод адаптировала учитель истории и обществознания Жанна Кирьянова.

— Педагог-коуч не ставит оценок, а помогает ребенку самостоятельно оценить свою работу, приобрести уверенность в себе, — объяснила Жанна Борисовна. — Коучинг помогает развивать коммуникативные навыки, а они намного важнее заученных цифр, дат и формул. Учитель старается завести живой разговор с учениками, чтобы каждое новое знание они связывали с собственным жизненным опытом. Так рождается интерес к истории, которая становится для детей не набором сухих фактов, а миром ярких многогранных событий.

Проект не обходит стороной все муниципальные районы Хабаровского края, даже если в некоторых из них не выявлено неблагополучных школ.

Целями проекта «Эффективная школа» остается создание открытого банка лучших практик поддержки школ, а также партнерской сети регионов и муниципалитетов, при помощи которой школы смогут учиться друг у друга и внедрять лучшие практики.

Назад