18 октября 2018 г.

Итоги межрегиональной научно-практической конференции

16-17 октября в Хабаровском краевом институте развития образования в рамках образовательного форума «Я живу в Хабаровском крае», состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся — требование ФГОС общего образования: опыт регионов».

В ней приняли участие представители Москвы, 11 муниципальных районов Хабаровского края, специалисты Амурской, Еврейской автономной и Магаданской областей, Приморского края.

Два дня конференции проведены в разных форматах: интерактивные лекционные «погружения», работа секций, мастер-классы, посвященные различным аспектам проектно-исследовательской деятельности, работе с новыми видами грамотности: математической, читательской, естественно-научной, цифровой.

О секретах в области организации инженерной деятельности, технологиях, пробуждающих у школьников интерес, позволяющих ощутить волшебство в работе инженера рассказал директор Инженерной школы Комсомольска-на-Амуре Петр Черемухин.

Опытом работы по роботостроению поделился с участниками конференции учитель технологий школы № 14 Комсомольска-на-Амуре Тарас Цымбалюк. Конкретные рекомендации докладчика на первый взгляд были достаточно просты: использование роботов на разных учебных предметах, простые шаги позволяют добиться важных результатов — лучше представлять своих учеников сделать процесс обучения интересным и значимым для всех участников.

Михаил Кушнир, член правления Лиги образования, тренер программы Apple Professional Development в своем выступлении заострил внимание слушателей на том, что современный мир все больше становится цифровым. А это означает, что и процесс образования должен также быть цифровым, соответствовать реалиям современного и будущего мира. Цифровой мир позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. О цифровой грамотности и цифровой дидактике, цифровой школе рассуждал докладчик.

Учитель английского и китайского языка Краевого центра образования Светлана Романова и учитель китайского языка гимназии № 4 восточных языков Хабаровска Ольга Ионкина выступили с проектом «Тропами туманного Альбиона к Поднебесной».

Еще один проект — «Дальний Восток — российская Азия“ представила Белоус Александра Владимировна, учитель-дефектолог школы-интерната № 6» Хабаровска Александра Белоус.

В целом, широкое представительство спикеров обеспечило актуальное содержание. Участники конференции получили возможность выстроить среду взаимодействия с теми, кто им был интересен.

С презентациями докладчиков можно познакомиться на сайте ХК ИРО.

Второй день, день практической направленности, с вопросами и ответами, стал хорошим продолжением эффективного профессионального общения и поиска совместных решений по преодолению выявленных проблем в обучении новой грамотности. Секции прошли эффективно, поскольку был предложен формат свободного профессионального обсуждения. «Лучший способ пообщаться с практиками — задавать им вопросы о том, что интересно»…

Тема презентации Тамары Ивановны Фисенко старшего методиста Центра реализации проектов и программ ХК ИРО обозначена как «Читательская грамотность в контексте исследований PISA».

Результат проведенного экспресс-опроса зала во время ее выступления: «назовите основные, самые ценные компетенции современного обучающегося, которые необходимо развивать», продемонстрировали образовательные константы, ожидаемые от ученика во все времена:

• Умение/желание учиться

• Умение коммуницировать с командой

• Способность решать проблемы, креативно и критически мыслить.

От педагога же сегодня ожидается не столько передача контента, сколько совместное с учеником строительство мыслительного процесса вокруг изучаемой темы в ходе обоюдного обмена информацией и знаниями. Раскрепостив доверием учащегося, педагог получает от него мощную мотивацию к саморазвитию.

Наши партнеры, коллеги из Дальневосточной государственной научной библиотеки поделились секретами организации проектной деятельности по воспитанию высокой культуры чтения.

Завершилась конференция секционной работой муниципальных команд по направлениям: математическая, естественно-научная, читательская и цифровая грамотность, где были представлены мастер-классы по заявленным направлениям, развернуты дискуссии по выявлению дефицитов, организовано обсуждение конкретных шагов, инструментов по решению обозначенных участниками проблем.

Конференция дала дополнительную пищу для размышления и стала продолжением качественной работы многих специалистов — участников конференции.

Назад