30 мая 2016 г.

В Хабаровске завершилась IV краевая научно-практическая конференция «Реализация духовно-нравственного компонента государственных образовательных стандартов»

Учителя начальных классов, русского языка и литературы, истории и обществознания, предметной области «Искусство», специалисты муниципальных методических служб обсудили духовно-нравственное воспитание школьников в условиях обновления содержания образования.

— Сейчас происходят изменения и в содержании, и в технологиях школьного образования. На секции мы пригласили учителей гуманитарных дисциплин, потому что на их уроках акцент делается именно на духовно-нравственных ценностях. Благодаря этому, ребята становятся достойными, воспитанными людьми, — прокомментировала старший методист Хабаровского краевого института развития образования минобрнауки региона Вера Архипова.

Учитель начальных классов гимназии № 5 г. Хабаровска Галина Зорина рассказала об «Уроках театра», которые она проводит для учеников 1–4 классов.

— Чтобы развить эмоции у ребенка, научить его чувствовать, сопереживать и проживать разные роли, мы не только ставим спектакли, но и излагаем в сочинениях свои мысли и состояние, находясь в образе персонажа, неодушевленного предмета или растения, — отметила Галина Зорина. — Спектакли приурочены к разным праздникам: Рождеству, Пасхе, Дню защитника Отечества, Дню матери. Это вырабатывает у ребят семейные ценности.

Участники конференции выступили с докладами о формировании нравственных основ на уроках литературы, межконфессиональном диалоге в России, уроках Холокоста в школах Хабаровского края и ценностном аспекте православной живописи на Русском Севере.

Напомним, что в конференции участвовали педагоги из 13 районов Хабаровского края, специалисты и методисты муниципальных методических служб, преподаватели вузов, представители духовенства и краевого министерства образования и науки. 150 участников посетили мастер-классы, педагогические лаборатории и обменялись опытом.

На конференции были рассмотрены вопросы развития ценностно-смысловой ориентации личности детей и подростков в условиях обновления содержания образования.

Доцент Педагогического института ТОГУ Марина Рагулина рассказала о ценности детских переживаний с позиций науки.

— Знание невозможно передать, его можно только создать. Создать путем переживаний, — подытожила докладчик.

Преподаватели ПИ ТОГУ Ольга Нестеренко и Светлана Ивашкина рассказали об особенностях обучения детей с особыми возможностями здоровья.

Запоминающееся выступление доцента кафедры всеобщей истории ПИ ТОГУ Марины Романовой о формировании коллективной памяти и опасностях, которые возникают при вольном обращении с историческими фактами, вызвало неподдельный интерес у всех участников конференции.

— Коллективная память — сложный процесс, который можно использовать и во благо, и во зло, и его трудно регулировать, главное, с этим надо жить. Представление об исторической памяти это не то, что происходило на самом деле, а то, что человек пытается найти в прошлом, как придуманный мир, — прокомментировала Марина Романова.

Педагоги Центра эстетического воспитания детей «Отрада» г. Хабаровска Евгения Баннова, Татьяна Финикова, Светлана Самусь провели серию мастер-классов по вокалу и декоративно-прикладному искусству.

Под руководством учителя ИЗО средней школы № 1 р.п. Охотск Елены Алейниковой участники конференции мастерили «окна детства» и обменялись самыми яркими и ценными детскими воспоминаниями.

В рамках работы педагогической лаборатории «Образовательное событие как инструмент развития ценностно-смысловой ориентации школьника» выступающие акцентировали внимание классных руководителей и заместителей директоров по воспитательной работе на необходимость изменить сложившиеся стереотипы в организации школьного уклада и переориентацией его на развитие ценностно-смысловой ориентации школьника. Большое внимание было уделено детско-взрослой общности, созданию клубных объединений как потенциала духовно-нравственного развития личности.

Также педагоги обменивались своими наработками, наглядно демонстрировали возможности использования регионального компонента и организации исследовательской деятельности в развитии у школьников ценностного отношения к жизни.

По итогам работы конференции выработан план мероприятий по реализации духовно-нравственного компонента федеральных государственных образовательных стандартов общего образования на 2016/2017 учебный год.

Назад