25 марта 2015 г.

Как подготовить современного учителя обсуждали в Хабаровске

Развитие краевой системы непрерывного педагогического образования рассматривали на первом заседании Координационный совет министерства образования и науки региона.

В состав совета, созданного в ноябре 2014 года, вошли представители краевого министерства образования и науки, организаций, реализующих программы общего, профессионального, дополнительного профессионального образования, а также потенциальных заказчиков системы образования, профессиональных сообществ.

Собравшиеся обсудили приоритетные направления модернизации педагогического образования в регионе, модель прикладного бакалавриата, сетевое взаимодействие организаций профессионального образования и общего образования и организацию педагогических практик и стажировок молодых педагогов.

Повышение эффективности образования, а также его конкурентоспособности напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников. Профессионализм работы педагога обеспечивает формирование качественно новой системы общего образования, является одним из ключевых условий развития детей, их успешной социализации. Подготовка кадров для образования приобретает особое значение: выпускники вузов должны владеть разными методиками и формами трансляции знаний — для разных категорий обучающихся и для каждого отдельного ученика.

Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций делится на четыре направления:

  • внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
  • модернизация педагогического образования
  • переход к «эффективному контракту»
  • повышение престижа профессии.

Хабаровский край стал одним из 21 региона страны, выбранного в качестве пилотной площадки по внедрению профессионального стандарта.

К концу 2014 года эффективный контракт был заключен со всеми руководителями образовательных организаций края.  Сейчас ведется работа по заключению такого контракта с педагогическими и другими работниками образовательной сферы.

«Все эти направления — звенья одного механизма «Современный учитель». Это совершенно по-новому подготовленный педагог, который может решать те задачи,  которые  определяет ему государство, — объяснила начальник отдела аттестации и повышения квалификации краевого минобрнауки Ольга Просекова. Студент педагогической специальности должен выйти из стен учебного заведения понимающим,  что в него заложены компетенции в соответствии с профессиональным стандартом, и что он эти компетенции, придя в школу, может легко реализовать. И его не надо будет переучивать и дополнительно обучать».

По словам Ольги Просековой, современный педагог обязательно должен быть высококвалифицированным специалистом с профильным педагогическим образованием.

«Это требование закона «Об образовании». И если сегодня учитель не совершенствуется, значит, он отстает. Поэтому современный педагог должен повышать свой профессиональный уровень. Это может быть второе высшее образование, профессиональная переподготовка, курсы повышения квалификации, участие в конференциях,  семинарах, создание методических рекомендаций или многое другое», — добавила Ольга Просекова.

Главная цель предстоящих изменений заключается в том, чтобы будущие педагоги, заканчивая педагогические вузы, были подготовлены к работе как теоретически, так и практически. Для ее реализации предстоит разработать и внедрить новые образовательные модули — сформировать ядро современных программ педагогического образования на уровне бакалавриата и магистратуры.

Во время обсуждения модернизации педагогического образования члены совета предложили пересмотреть сроки и порядок проведения практики у студентов педагогических специальностей: на первых курсах давать максимальное количество знаний, а практику в увеличенном объеме  оставить только на старших курсах. Еще одно предложение — на занятиях со студентами младших курсов создавать различные ситуации, которые могут произойти при работе с детьми, и отрабатывать действия педагога. И только после таких тренировок студентов отправлять в школы практиковать полученные навыки и учить ребят.

Представители Амурского гуманитарно-педагогического университета предложили ввести элективные уроки, на которых бы ученикам 8–9 класса рассказывали о педагогике и работе учителя.

На основании поступивших предложений Совет по модернизации педагогического образования до 20 апреля подготовит предложения по разработке нормативно-правовой базы, обеспечивающей условия модернизации педагогического образования в крае.

До 2 июня члены совета разработают  план мероприятий по реализации комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций на 2015–2017 годы. Затем члены совета будут разрабатывать программы повышения квалификации современного учителя, модели педагогических практик и сетевого взаимодействия. С 2017 года концепция будет работать в штатном режиме.

Назад