В Хабаровске обсудили механизмы помощи школам, работающим в неблагоприятных условиях
В рамках краевой августовской научно-практической конференции состоялся Межрегиональный семинар на тему: «Управление изменениями на основе данных. Мониторинг школьной программы улучшения результатов; региональной, муниципальной программы помощи школам, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях».
В семинаре принял участие Косарецкий Сергей Геннадьевич, директор Департамента образовательных программ Центра социально-экономического развития школы, ВШЭ, доцент, к.пс.н., руководитель Проекта «Эффективная школа». Он выступил с лекциями «Эффективные системы школьного образования. Мировой опыт» в первый день работы семинара и «Профессиональная позиция и компетентность педагога в работе с детьми с рисками образовательной неуспешности: ожидания, условия и инструменты для развития» — во второй день семинара, погрузив участников в теоретические положения и практические шаги по преодолению в школах неблагоприятных внешних и внутренних факторов.
Князева Елена Николаевна, заместитель генерального директора кампании «Мобильное Электронное образование» (г. Москва), обратила внимание участников семинара на современную эффективную технологию: мобильное электронное образование как инструмент реализации образовательных программ инклюзивного образования, формирования и развития профессиональных компетенций учителей.
Леонов Иван Леонидович, лидер проекта, методист АНО «Онлайн платформа развития образования для детей и молодежи „Национальная Открытая Школа» (г. Москва), провел мастер-класс «Конструктор: как быстро создать идеальный цифровой урок».
Партнерскую программу для педагогов детского научного клуба «Фабрика миров» представила Зайцева Лидия Юрьевна, руководитель отдела по работе с регионами АНО ДПО «Открытый молодежный университет» (г. Москва). Об использовании электронного образовательного ресурса «Учи.ру» для повышения мотивации учеников рассказала Болотова Екатерина Александровна, менеджер по развитию регионов, лидер проекта АСИ (г. Москва).
Представители федеральных стажировочных площадок по мероприятию «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в сложных социальных условиях путем реализации региональных проектов и распространение их результатов» обменялись стратегиями выхода из кризиса, опытом перевода школ в эффективные и наметили дальнейшие пути сотрудничества.
Пиотух Елена Ивановна, начальник отдела информационно-аналитической работы ГКУ НСО «Новосибирский институт мониторинга и развития образования», поделилась опытом формирования и использования региональных механизмов поддержки «школ роста». Климова Елена Владимировна, заместитель директора Пролетарской МБОУ СОШ Серпуховского муниципального района Московской области рассказала о развитии социального капитала в рамках программы «Эффективная школа», эффективных способах выравнивания профессионализма учителей. Кургузова Ольга Владимировна, главный специалист отдела лицензирования и государственной аккредитации Министерства образования и науки Республики Бурятия осветила тему «Образовательное событие как ресурс для изменения качества образовательной среды в школе с низкими образовательными результатами».
Об использовании результатов оценочных процедур для повышения качества образования, информационном сопровождении региональных исследований, информационно-аналитическом сопровождении региональных мониторингов и диагностики рассказала Глотова Ирина Владимировна, начальник информационно-аналитического отдела оценки качества образования КГКУ «Региональный центр оценки качества образования».
С анализом повторной самоидентификации общеобразовательных организаций Хабаровского края выступила Бекмухаметова Наталья Викторовна, директор центра оценки качества КГАОУ «КЦО». Она рассказала о моделях контекстуализации для определения индекса социального благополучия школ, результатах кластеризации и направлениях работы по преодолению кризисного состояния школ — ресурсы, контингент и педагогический коллектив.
Сеник Наталья Ивановна, доцент кафедры управления и экономики образования КГБОУ ДПО ХК ИРО остановилась на системе регионального управления реализацией приоритетного регионального Проекта «Эффективная школа», о региональной инфраструктуре, обеспечивающей информационно-методическую поддержку школ-участниц Проекта. Она рассказала о промежуточных результатах реализации Проекта как механизма реализации региональной стратегии повышения качества образования Хабаровского края; о наработанных в крае и муниципалитетах региона моделях поддержки стратегий развития школ-участниц Проекта («Поддержка кадрового обеспечения», «Поддержка установления внешних связей», «Муниципальная система допрофессиональной подготовки учащихся», «Муниципальная психолого-педагогическая служба», «Поддержка в совершенствовании форм работы школы с родителями обучающихся», «Муниципальная система мониторинга и оценки качества образования», др.) — механизмах повышения качества образования, инструментах повышения эффективности ШНРО и ШНСУ.
Стратегиями выхода из кризиса, комплексом механизмов перевода школ в эффективные поделились лидеры регионального Проекта «Эффективная школа». Редькова Анна Алексеевна, заместитель начальника Управления образования Советско-Гаванского муниципального района поделилась опытом совершенствования управленческой деятельности руководителей и педагогической деятельности учителей ШНРО, ШНСУ: механизмами внедрения современных управленческих механизмов (в т.ч. программно-проектного метода управления ОО, сетевые сообщества, социальные партнерства, система допрофессиональной подготовки, др.), современными формами и методами повышения профессионализма педагогических работников в рамках муниципальной программы «Развитие кадрового потенциала в образовательных организациях Советско-Гаванского района на 2016–2020 гг.». Ласалова Наталья Владимировна, главный специалист Управления образования администрации (г. Комсомольск-на-Амуре) представила муниципальную модель поддержки школ, участниц Проекта, компоненты муниципальной инфраструктуры помощи, поддержки и сопроводения ШНРО, ШНСУ; остановилась на модели системы внешних связей как эффективном механизме развития школ.
Лобанова Валентина Анатольевна, главный специалист управления образования администрации Солнечного муниципального района представила опыт повышения качества образования школы, находящейся в сложных социальных условиях, на удаленном расстоянии от муниципального и краевого центров, об используемой схеме-модели сетевого взаимодействия школ района, о комплексе обучающих мероприятий (семинары, конференции, др.), методическом десанте как эффективной форме помощи школам, участии школ в краевых проектах.
Алексеева Ирина Владимировна, директор МБОУ СОШ № 20 г. Вяземский остановилась на приоритетных направлениях как стратегиях развития школы и механизмах их реализации, об используемых формах взаимодействия, партнерских отношениях школы с другими ОО, о работе в Проекте «Компас самоопределения», др.
Самар Маргарита Николаевна, директор МБОУ ООШ с. Джуен Амурского муниципального района осветила конкретные шаги к успеху, которого достигла школа, участвуя в Проекте «Эффективная школа», находясь в значительном удалении от районного центра, работая в сложных социальных условиях. Рассказала о способах работы с «трудными» родителями, о модели психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений, модели мониторинговой деятельности, осуществляемой в школе.
Состоявшийся на семинаре разговор профессионалов о процессах реализации Проекта «Эффективная школа» показал, что в Хабаровском крае региональная система поддержки ШНРО, ШНСУ находится в процессе развития, но уже позволяет тиражировать опыт в общеобразовательные организации края и другие регионы РФ. Школы, участницы Проекта, находятся не в позиции «слабых», они — в категории «борющихся».
Семинар завершился практическим занятием для получения обратной связи от участников семинара: выявление дефицитов, определение механизмов, путей их исправления, выход на новый качественный уровень работы ШНРО, ШНСУ.