04 декабря 2015 г.

Историко-культурный стандарт в образовании школьников региона обсудили на краевых Рождественских чтениях

Участники Краевых педагогических Рождественских чтений «Традиции и новации в духовно-нравственном развитии детей и молодежи» обсудили учебно-методические комплексы по отечественной истории, а специалисты из Вологды рассказали о программе «Истоки».

В 2013 году президент страны Владимир Путин поручил Правительству РФ обеспечить разработку единой концепции курса истории России для общего образования.

— В историческом образовании происходят серьезные изменения — внедрение Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории и переход на линейную структуру, — объяснила старший методист Хабаровского краевого института развития образования Вера Архипова. — Представленная Концепция включает в себя историко-культурный стандарт, который содержит оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию этой дисциплины в современной школе.

Новый стандарт сопровождается списком «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе, а для многих учителей — сложности в преподавании. 

В рамках реализации Концепции были подготовлены восемь линеек УМК. Три из них от издательств «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово» прошли экспертизу. Две последних уже проходят аппробацию в школах Хабаровского края.

Вера Васильевна подчеркнула, что при изучении истории России школьникам необходимо параллельно знакомиться с шедеврами искусства. Картины, литературные и музыкальные произведения также являются значимыми носителями информации. Если ребенок осведомлен, при каких обстоятельствах и на каком историческом фоне создавался тот или иной роман, ему будет гораздо проще осваивать предмет. Школьников нужно заинтересовать. Для этого требуется организовывать экскурсии в музеи, образовательные экспедиции, тематические конкурсы, олимпиады и интеллектуальные марафоны.

Методист ХК ИРО порекомендовала использовать для изучения истории Хабаровского края региональный УМК «Я — исследователь» под ред. О.Ю.Стреловой, Е.Б. Волкова; факультативный курс «История казачества» коллектива кадетской школы № 1 имени Ф.Ф. Ушакова г.Хабаровска; «Уроки Холокоста — путь к толерантности» Ж.Б.Кирьяновой, Е.Е.Шипиковой и элективный курс «Русско-корейский иероглиф» Ж.Б.Кирьяновой.

Свой опыт работы представили педагоги из Вологды. Социокультурный курс «Истоки» реализуется в российском образовании 20 лет и направлен на развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества.

— В начальной школе учащиеся получают первое представление о жизненно-важных категориях для человека и развивают систему духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира, — отметила учитель МБОУ Вологодского района «Новленской средней школы имени И.А. Каберова» Марина Дудкина. —  А в старших классах школьники затрагивают тему патриотизма, приобщаются к священным, трудовым и семейным традициям.

С 2002 года УМК программы «Истоки» рекомендован министерством образования и науки РФ для использования в образовательном процессе всех субъектов страны. В 2011 году издательский дом «Истоки» включен в федеральный перечень учебников для школ России.

Программа «Истоки» действует в 59 регионах России и способствует развитию единого социокультурного пространства России.

Назад