Педсовет: Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности как фактор повышения качества образования.
Тема: Эффективные методы и приемы в работе со слабоуспевающими детьми.
(обобщение опыта)
Учитель: Храпунова Н.В.,
учитель начальных классов
2018
Проблема слабой успеваемости считается одной из самых актуальных для любой школы.
Каждый учитель сталкивается с учениками, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала. Как ни грустно, но таких учащихся с каждым годом становится все больше.
Что же надо сделать, чтобы они не потеряли веру в себя, сохранили положительное отношение к школе и учителям? Я пришла к выводу, что необходимо свою работу построить так, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности.
В своей работе я использую следующее:
1) Создание на уроке ситуации успеха. Даже разовое переживание успеха может изменить психологическое самочувствие ребенка. Перед слабоуспевающим учеником ставить такие задачи, которые будут ему посильны и выполнимы, где он может проявить инициативу. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать достаточно времени на обдумывания и подготовки.
2)Подмечено, что «сильные» ученики быстрее включаются в учебный процесс, они первые помощники на уроке. «Слабые» порой часто не понимают, о чем идет речь. Поэтому детей в классе рассаживаю по принципу: сильный-слабый. На уроке использую парную форму работы. (выполнение заданий с последующей взаимопроверкой, «Скажи соседу, как ты его понял» и т.п)
3) Использую групповую форму работы. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Порой бывает, что слабоуспевающий ребенок лучше понимает своего одноклассника.
4) Хороший приемом в работе со слабоуспевающими учащимся является комментирование, решения по образцу, повторение объяснения несколько раз, хоровое повторение, успешна работа по «цепочке» для отработка практических навыков при изучении нового материала.
5)Одно из важных средств предупреждения и преодоления неуспеваемости — дифференцированный подход, который может быть осуществлен на любом из этапов урока (как на этапе актуализации знаний, так и закреплении). Часто для дифференциации домашнего задания использую прием «Лестница к знаниям»
I ступень ( обязательный ур): учебник с.65 — выучить таблицу умножения
II ступень (тренировочный уровень): с.65 № 1 (1,2).
III ступень ( творческий уровень): с 65 № 5,
Урок русского языка
Правило+ упраж+ страничка для любознательных
6)Для организации индивидуальной работы на уроке использую разноуровневые карточки.
7)Хороший результат также дают разные математические диктанты, тесты для тематического контроля. Такая работа позволяет быстро выявить общую картину усвоения материала и дает возможность для дальнейшей индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися. (Для этого использую тетради на печатной основе).
8)Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. В своей работе использую обучающие игры; карточки-помощники, памятки, правила в стихах (шпаргалки — запоминалки).
9) Моя работа со слабоуспевающими сводится не только к коррекции и устранению пробелов в знаниях, но и к общему личностному развитию ребенка. И для этого использую активные методы обучения. Формирование на уроке проблемной ситуаций, использование проектной, элементы исследовательской деятельности, интерактивные методы. Все это придают занимательность уроку, вызывает у детей неподдельный интерес, (При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание, память, мышление. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках. Интерактивные методы привлекают внимание слабоуспевающих детей: тренажеры, обучающие программы, интерактивные презентации.)
10 Проверка рабочих тетрадей дает обратную связь с учеником. Через тетради я вижу усвоил — не усвоил. Создается картина на сколько эффективна прошла работа на уроке и дома. Анализирую ошибки и учитываю при построении следующего урока.
11Сотрудничество с родителями. Чаще всего достигаем совместного решения по работе над ликвидацией пробелов. Все родители зарегистрированы в дневнике ру, имеют возможность посмотреть успеваемость ребенка, домашнюю работу. Я считаю, что своевременное выставление отметок дает возможность ученику подтянуться в учебе.
12 В своей работе использую технологию “формирующее оценивание” Разным ученикам требуется разное время для овладения учебным материалом. Недостаток времени является главной причиной слабой успеваемости. Поэтому если ученик получил «плохую» отметку, у него должен быть «шанс на исправление». Поэтому если в дальнейшем процессе повторения ученик показывает более высокий уровень, то оценка его может быть выше. Такой учет знаний, умений и навыков помогает ослабить отрицательное психологическое воздействие «плохой» отметки, стимулирует ученика к добросовестной учебной деятельности.
13) Составление адаптированной программы для детей с ОВЗ. Составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей ОВЗ.
Все выше сказанные приемы и методы подходят для эффективной работы со слабоуспевающими детьми. Считаю, что работа со слабоуспевающими учениками должна проводиться учителем систематически. Эта работа очень кропотливая, требующая огромного терпения.
Источник: Средняя школа № 58 г. Хабаровска