23 июля 2015 г.

Все школы Хабаровского края будут готовы принять детей с ограниченными возможностями здоровья с сентября 2016 года

Общественный совет при региональном минобрнауки обсудил введение федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях края.

Применять данный стандарт в нашем регионе начали с января 2014 года. Сегодня восемь образовательных организаций края являются базовыми федеральными стажировочными площадками по апробации ФГОС. 12 краевых коррекционных заведений и 28 общеобразовательных школ апробируют стандарт на краевом уровне.

В школах функционируют 328 специальных коррекционных классов, в которых учатся более 3 600 детей с ограниченными возможностями здоровья. Еще около 1 000 ребят обучаются инклюзивно в общеобразовательных классах. В коррекционных специальных образовательных организациях учатся 2 945 детей с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и умственной отсталостью.

«Существует ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью, — рассказала заведующий сектором коррекционного образования краевого минобрнауки Ольга Мещерякова. — С 1 сентября 2015 года по этим стандартам начинают работать первые классы коррекционных учреждений. К 1 сентября 2016 года данные ФГОСы будут введены повсеместно»

В соответствии с требованиями стандартов сегодня в крае активно ведется работа по созданию безбарьерной среды в образовательных учреждениях, совершенствуется их материально-техническое оснащение и кадровый состав. На базе пилотных площадок поставлено оборудование для сенсорных комнат, предназначенных для психологической и физиологической разгрузки, реабилитации детей-инвалидов, установлена мягкая мебель, созданы специализированные игровые комнаты, кабинеты оснащены мультимедийным, компьютерным, учебно-лабораторным, реабилитационным, специализированным оборудованием. Во всех образовательных организациях Хабаровского края функционируют психолого-медико-педагогические консилиумы, в штате трудятся узкие специалисты.

«Введение ФГОСов для детей с ограниченными возможностями здоровья — непростой процесс. Это объясняется тем, что все нарушения делятся на восемь видов, внутри которых есть еще множество подвидов и уровней. Для каждого такого случая существует своя образовательная программа, — отмечает министр образования и науки Хабаровского края Алла Кузнецова. — Инклюзивное обучение, при котором «особенный» ребенок попадает в обычный класс, не означает, что учителя должны относиться к нему, как к другим детям. У такого ученика должен быть свой помощник, разработанная индивидуальная программа обучения, которая отличается от учебной программы класса».

Последние три года в программу переподготовки и повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций края включен модуль по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, соответствующий новым ФГОСам. Большинство педагогов уже подготовлено к введению стандартов в различных школах.

Члены общественного совета предложили организовать систему поддержки для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей. Предполагается, что специалисты будут рассказывать родителям о реализуемых на территории края программах поддержки для таких ребят, а также обучать работе на специальном оборудовании.

Назад