В Комсомольске прошел краевой Совет по вопросам общего образования
В нем приняли участие представители министерства образования и науки Хабаровского края, руководители районных управлений образований, директора и учителя школ Комсомольска-на-Амуре.
Специалисты обсуждали развитие подготовки инженерных кадров в регионе, использую опыт города Юности, где уже действует инженерная сетевая школа «детский сад — школа — учреждения дополнительного образования — организация профессионального образования — предприятия».
Совет начался в экспоцентре КнААЗ им. Ю.А. Гагарина, ведь именно на авиационном заводе и в Комсомольске в целом сосредоточен промышленный потенциал всего Хабаровского края.
Участников совета поприветствовал глава города Андрей Климов, от метивший, что именно здесь организованы две площадки ТОСЭР — территории опережающего социально-экономического развития.
«Сегодня мы обсуждаем вопрос развития инженерного образования, что необходима для развития крупнейшего в стране авиационного предприятия. Необходимо повышать престиж профессии еще с детского сада, ведь региону нужны молодые специалисты и сейчас и в будущем», — отметил Андрей Климов.
Об особенностях и перспективах развития сетевого инженерно-технологического образования в Комсомольске рассказала начальник отдела образования администрации города Людмила Кускова.
Она подчеркнула, что вся система инженерной школы базируется на принципе сетевого взаимодействия всех муниципальных объектов: от детского сада до промышленных предприятий. В Комсомольске формируется принципиально новая модель сетевого взаимодействия: «Детский сад-школа-учреждение дополнительного образования и школа — учреждения профессионального образования — предприятие».
«Мы сохранили систему профориентационной диагностики, проводимой совместно с методическими службами профессионального образования, центром занятости населения, высшими учебными заведениями. Крупные предприятия сохранили традиции шефства над школами, что позволило проводить экскурсии на заводах, организовать встречи с представителями инженерных и рабочих профессий», — рассказала Людмила Кускова.
Но появилось и много нового: промышленный туризм, переговорные детско-взрослые площадки по актуальным экономическим и инженерным проблемам. Профориентация перешла на новый уровень индивидуальных проб, а модель стала сквозной — от дошкольного возраста до абитуриента.
Огромную роль в профориентационной работе играет Малый авиационный факультет КнАГТУ, благодаря которому в Комсомольске появилась система профильных инженерных классов. За восемь лет такие классы появились в нескольких школах Комсомольска и одна в Амурске. Их уже закончили 219 человек и 193 школьника стали студентами КнАГТУ.
«Малый авиационный факультет совместно с КнААЗ стал полноправным сетевым партнером школ для развития авиационно-инженерного кластера. Школьники регулярно занимаются в лабораториях университета, участвуют в вузовских конференциях и все больше убеждаются в привлекательности и престижности профессии инженера», — отметил декан факультета Виктор Леонкин.
С опытом работы одного из таких профильных классов участники Совета познакомились в школе № 27, где с 2012 года появился «Росмашкласс», организованный благодаря поддержке авиационного завода. Ребята проходят производственную практику на КнААЗ, а некоторые получают именные стипендии за высокие показатели в учебе и научно-практической деятельности. За три года работы «Росмашкласса» 72 процента школьников поступили на технические специальности КнААГТУ.
Педагоги школы № 15 показали гостям как у них на занятиях робототехнике школьники младших классов обучают дошкольников, прививая тем с ранних лет интерес к техническому творчеству
В КнаГТУ участники Совета посетили Технопарк, где был представлен опыт развития профильных смен, сопровождения технического образования школьников.
В гимназии № 9 педагоги увидели работу образовательного десанта сетевой инженерной школы «МирИнТех», где старшеклассники в рамках учебных занятий обучают учеников младших классов по различным направлениям.
Завершилась работа Совета в Городском Дворце творчества детей и молодежи, где была организована тематическая площадка «Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования с детскими садами и школами по развитию инженерно-технического образования».
Во Дворце творчества для ребят работает мультипликационная студия «Фестиваль мультипликации», где малыши за два года уже сделали более 100 мультфильмов. А в «Центре юных техников» мальчишки занимаются судомоделизмом, авиамоделизмом, трассовыми гонками и робототехникой. А для любителей естественных наук работает программа Эколого-биологического центра «365 экспериментов».
Подводя итоги работы Совета, начальник управления общего образования краевого минобрнауки Виктория Хлебникова отметила, что опыт развития сетевого инженерно-технологического образования Комсомольска необходимо внедрять и в других районах Хабаровского края, усилить профориентационную работу с детьми и повышать уровень квалификации самих педагогов.