26-27 февраля 2015 года на базе Краевого центра образования состоялся семинар «Конструирование единой преемственной развивающей образовательной среды»
Участники семинара — муниципальные команды г. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского, Нанайского, Ульчского, Комсомольского, Амурского, Советско-Гаванского, Вяземского, Ванинского, Верхнебуреинского, Солнечного, Бикинского районов, района им. Лазо — на протяжении двух дней проектировали единую преемственную образовательную среду.
В первый день все участники семинара прослушали бинарную активную лекцию «Преемственность в образовании. О чем сегодня необходимо задуматься», которую провели Алексеева Ю.Н., главный специалист управления общего образования министерства образования и науки Хабаровского края, и Кузнецова Ж.Б., проректор по стратегическому развитию отрасли Хабаровского краевого института развития образования.
Лучшие практики преемственности в образовании представили центры трансфера технологий инновационной инфраструктуры Хабаровского края: МБОУ НОШ № 1 п. Эльбан Амурского района, МОУ СОШ № 18 г. Комсомольска-на-Амуре, МАОУ Гимназия № 6 г. Хабаровска.
На практической части семинара первого дня муниципальные команды работали со стандартами дошкольного, начального и основного образования, изображали «Дерево смыслов» (преемственность в целях, ценностях, принципах) и «Грозовое облако тегов» (многоаспектность проблемы преемственности).
На переговорной площадке каждая секция представила результаты мозгового штурма. К чему пришли муниципальные команды?
- обозначили преемственные линии в стандартах, которые выражаются в целевых ориентирах программ дошкольного и начального общего образования;
- соотнесли каждую ценность образования с портретами выпускников (от дошкольного до основной школы), пришли к выводу, что есть приращения на каждом уровне;
- обозначили проблемное поле преемственности, среди которых выделили наиболее актуальные: автономность каждого уровня, отсутствие преемственности в видах деятельности, отсутствие сквозных линий в образовательных программах.
Обозначив «опоры МОСТа» преемственности в первых день, на второй — работали над его архитектурой — образовательными трендами — важными направлениями, без которых развитие отрасли образования становится невозможным.
Команды совместно с модераторами определили ведущие тренды современного образования, такие как: физико-математическое и историческое образование; профессиональное самоопределение школьников, ориентированное на экономику края (инженерное образование, экологическое образование); организация разновозрастных образовательных событий; внедрение в практику «Школы компетентного родителя»; медиабезопасность; доступная среда. Из представленных трендов участники семинара выбрали наиболее актуальные для своего муниципалитета. Совместно были определены сквозные линии:
- образовательные продукты, услуги и образовательные события по уровням образования, обеспечивающие эти тренды;
- управленческие решения и педагогические технологии, требующиеся для создания продуктов и услуг;
- Ресурсы, необходимые для реализации тренда.
Важным элементом реализации модели преемственности являются компетентности участников образовательных отношений, развитие которых мы видим через реализацию программ корпоративного обучения.
Участники семинара определили дефицит тех компетентностей, которые необходимо восполнить в своем муниципалитете в рамках формирования корпоративной культуры в структуре единой преемственной развивающей образовательной среды. Для этого необходимо определить:
- мероприятия по формированию нужных компетентностей;
- алгоритм решения проблемы;
- формы взаимодействия между ступенями.
Заключительным событием семинара стало представление готовой модели в формате «МОСТа» — визуализация единой преемственной развивающей образовательной среды. Команды определили функциональное назначение каждого элемента «МОСТа» (опоры, пролеты, ванты…).
По итогам семинара-совещания в муниципалитетах будут разрабатываться модели преемственности.
Материалы семинара размещены на сайте ХК ИРО http://www.ippk.ru/2010-06-02-15-25-53/2011-03-03-15-17-48/425-fgos/dorozhnaya-karta-osnovnykh-sobytij-fgos/3820-modelnyj-seminar-dlya-munitsipalnykh-komand-po-vvedeniyu-i-realizatsii-fgos