23 декабря 2014 г.

Об эффективной работе учебно-производственных кластеров поговорили на краевом семинаре-совещании в Комсомольске-на-Амуре

Обсуждалось сетевое взаимодействие участников образовательного процесса в условиях кластерной модели профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Нехватка квалифицированных инженерных кадров — одна из главных проблем экономики региона. В таком промышленном центре, как Комсомольск-на-Амуре, дефицит ощущается особенно сильно. На сегодняшний день старшеклассники города Юности в целом отдают приоритет инженерно-техническому образованию — 25,4% (экономическое — 24%, юридическое — 18%). Однако данные по рынку труда неумолимо свидетельствуют о том, что потребность в инженерах держится на высочайшей отметке — 90% (экономика — 6%, юриспруденция — менее 1%).

— Состояние экономики региона зависит от своевременного снабжения ее квалифицированными кадрами. К сожалению, ежегодно контингент обучающихся в краевой системе профессионального образования уменьшается на 4000 человек, — рассказала начальник управления профессионального образования министерства образования и науки Хабаровского края Надежда Щелкун. — По нашим прогнозам сокращение продолжится до 2018 года. Нужно принимать меры и решать эту проблему.

Меры действительно принимаются. В последние годы ведомство занималось созданием оптимальной и эффективной сети учебных заведений, которые работают под потребность предприятий определенных отраслей. Сейчас в регионе есть 15 таких учреждений. В отдаленных территориях края организованы 7 учебных заведений типа «колледж малого города». На базе ПОУ № 6 в Хабаровске и ПОУ № 18 в Комсомольске-на-Амуре созданы центры для профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья с дальнейшей возможностью трудоустройства на производстве. В краевой столице открылся Многофункциональный центр прикладных квалификаций, где образовательные услуги могут получить молодые люди, а также взрослое население. В 2015 году в Комсомольске-на-Амуре пройдет II конгресс «Наука. Инженер. Промышленность», а также III региональный чемпионат «WorldSkills Russia». Эти мероприятия, безусловно, поспособствуют профессиональному самоопределению школьников, популяризации технических специальностей.

Особый же интерес представляет организация в Хабаровском крае отраслевых учебно-производственных кластеров, которых в регионе уже 12. В городе Юности функционирует УПК «Авиастроение», на примере которого участники семинара-совещания рассматривали варианты эффективного сетевого взаимодействия.

Кластерный подход в образовании предполагает создание устойчивого объединения региональных разноуровневых учебных заведений, объединенных по отраслевому признаку и имеющих партнерские отношения с предприятиями той же сферы деятельности. Очевидным преимуществом модели является открытость происходящих внутри кластера процессов, прозрачность результатов и горизонтальное сетевое взаимодействие. Такое сотрудничество дает и синергетический эффект — участники при объединении усилий могут извлекать для себя дополнительную выгоду.

При использовании кластерного подхода сокращается время, затрачиваемое на подготовку одного специалиста, и длительность его профессиональной адаптации. Все уровни образования в этой модели, по мнению участников процесса, должны находиться в преемственной взаимосвязи, на основе сквозных образовательных программ, созданных с учетом требований профессиональных стандартов.

Примерная схема траектории образования:

ПРЕДПРИЯТИЕ

ЛИЦЕЙ à

ß ТЕХНИКУМ à

ß ВУЗ

ШКОЛА

Участникам краевого семинара-совещания рассказали о возможных путях сетевого взаимодействия участников образовательного процесса. Например, в ПОУ № 2 (авиастроительный лицей) проходят учебную практику студенты соответствующих факультетов КнАГТУ, учащиеся ПОУ № 11, а также организованы элективные курсы для школьников. Педагоги и методисты посетили лаборатории лицея, оборудованные высокоточными станками, понаблюдали за тем, как проходят занятия, пообщались с ребятами. В техническом университете города Юности при непосредственном участии КнААЗ действует Малый авиационный факультет, где набираются знаний и опыта старшеклассники. Для гостей провели экскурсию по учебным цехам вуза, рассказали о тонкостях этого сотрудничества.

Любопытным оказался визит в МОУ СОШ № 4. Представители профильных технических классов представили свои разработки и изобретения, провели вместе с участниками семинара опыты на оборудовании школы, обсудили экономическое положение страны и региона, поделились планами на будущее.

В рамках мероприятия приглашенные специалисты побывали и в других заведениях, являющихся участниками кластера «Авиастроение»: Комсомольском-на-Амуре авиационном техникуме, компании «Гражданские самолеты Сухого», Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Гагарина. К слову, КнААЗ давно ведет профориентационную работу. Ежегодно 43 подразделения завода шефствуют над 14 школами и учебными группами авиационного лицея и техникума. Специалисты завода проводят классные часы, участвуют в родительских собраниях. Экспоцентр предприятия с экскурсиями посещают школьники со всего Дальневосточного федерального округа.

Однако необходимо не только создавать оптимальную интеграционную среду, но и мотивировать детей к изучению точных наук, о чем заметил ректор КнАГТУ Эдуард Дмитриев.

— Мы работаем в этих направлениях. При университете действует единственный в Хабаровском крае официально зарегистрированный ресурсный центр робототехники, — доложил Эдуард Анатольевич. — Эта прикладная наука, где сочетается механика, электроника и программирование, очень интересна для школьников. Также нужно отметить положительный опыт вуза в проведении каникулярных школ, где ребята имеют возможность познакомиться с высокотехнологичным оборудованием. Преподаватели не сыплют терминами и научными понятиями, а пытаются в легкой форме заинтересовать детей. В прошлом учебном году мы набирали на каникулах всего около 70–80 человек со всех школ города. Осенью текущего года к нам пришло уже 140 ребят, а на зиму записалось свыше 400. В прошлом году состоялся первый фестиваль технического творчества «ТехноФест». Впервые мы попытались сделать из конкурса шоу — сделать мероприятие увлекательным не только для юных техников, но и для зрителей.

Ознакомившись с устройством кластера, участники семинара на проектно-дискуссионных площадках разработали образовательные, профориентационные и методические рекомендации, которые рассмотрит министерство образования и науки региона. Итоги мероприятия подвела Вера Аристова, директор КГБ ПОУ № 2, руководитель УПК «Авиастроение».

— Мы преследовали цель объединить подходы в проблеме подготовки кадров в условиях учебно-производственных кластеров, попытались показать на примере наших партнерств, какие шаги предпринимались по целому ряду проблем сетевого взаимодействия, — сказала Вера Александровна. — Надеемся, что участники семинара отметят для себя положительные моменты. Необходимо заинтересовывать потенциальных работодателей, искать участников учебно-производственных кластеров, находить для них выгоду.

Назад