19 ноября 2014 г.

На Краевом педсовете обсудили развитие экологического образования детей и молодежи в регионе

В нем приняли участие педагоги и руководители учреждений дополнительного образования, представители заповедников, Института водных экологических проблем и министерства природных ресурсов края.

Напомним, что первый краевой педагогический совет по проблемам экологического воспитания школьников прошел в октябре прошлого года и был посвящен Году экологии.

Итоги проделанной работы обсудили руководители органов местного самоуправления 17 районов и двух городов.

«В настоящее время экологическое воспитание детей и молодежи выходит на новый уровень. Сегодня предъявляются серьезные требования  к научным работам, которые пишут школьники. Нам необходима научная поддержка и плотное сотрудничество с вузами», -  рассказала начальник управления воспитания и дополнительного образования краевого минобрнауки Юлия Мацко.

В регионе работает 63 учреждения дополнительного образования детей, в которых занимается более 64 тысяч ребят в возрасте от 6 до 18 лет.

Восемь организаций из Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, Амурска, Николаевска-на-Амуре, Советской Гавани, поселка Солнечный и Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества специализируются по эколого-биологической направленности.

Всего в учреждениях дополнительного образования реализуется около 1600 программ, из них более 200 — с экологической направленностью.

Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества в этом году провел 15 краевых мероприятий экологической направленности, в которых приняли участие более 180 тысяч человек со всех районов края.

Учреждение допобразования «Утес» в Советской Гавани проводит акции «Чистый берег»  и «Чистый поселок»; школьное объединение «Эколог» из Вяземского района организовывает акции «Чистое село».

Воспитанники детского экологического центра «Косатка» в этом году собрали полторы тонны пластиковых бутылок и три тонны макулатуры.

Также трудовые экологические отряды, патрули проводят уборку площадей и памятников, субботники. Ребята участвуют в викторинах, творческих фестивалях и научно-практических конференциях.

«Образовательные организации разрабатывают новые механизмы работы с детьми и молодежью. Востребованными становятся такие формы, где все можно трогать руками и участвовать лично, а не через стеклянное ограждение, как в музее. Такие формы называются эксплораториумами — это интерактивные научные площадки, где ребята могут проводить исследования и эксперименты», — сообщила Юлия Мацко.

В этом году министерство образования и науки края впервые провело конкурс на лучший проект эксплораториума. Победителем стал Детский эколого-биологический центр из Хабаровска.

«Все занятия в эксплораториуме основаны на современной методике проведения учебных исследований на научных приборах. В нашей академии работает шесть научных площадок — исследование животных и растений, изучение человека и качества продуктов питания, эксперименты по изучению энергии ветра, солнечной энергии, наночастиц и воды. За последний месяц площадки посетили около 400 школьников», — рассказала заместитель директора Детского эколого-биологического центра Татьяна Борзенкова.

В настоящее время в эксплораториуме проводится 14 исследований, два из которых школьники проводят совместно с Институтом тектоники и геофизики, и одно с преподавателями Дальневосточного государственного медицинского университета.

Юлия Мацко отметила, что Николаевский район —  единственный район в крае, который сохранил теплицу в учреждении дополнительного образования. На базе теплицы для ребят эколого-биологического центра, детских садов и школ проводят занятия и кружки.

Школьники Хабаровского края активно участвуют во Всероссийских и национальных конкурсах и завоевывают призовые места. В этом году ребята отличились во Всероссийском конкурсе юных исследователей окружающей среды, Российском национальном конкурсе водных проектов старшеклассников, Всероссийском юношеском конкурсе исследовательских работ имени В.И.Вернадского.

Одной из форм работы с учащимися является краевая очно-заочная экологическая школа (КОЗЭШ), основанная в 2001 году. В этом году 241 ребенок обучался в 13 филиалах КОЗЭШ на территории края. Ежегодно для ребят проводятся краевые мероприятия: полевая экологическая школа «Юный эколог», научно-практическая конференция «Шаг в будущее», очная сессия и заочная олимпиада. В рамках обмена опытом школьники Хабаровского края выезжают в Японию, Корею и Китай.

Ежегодно школьники Хабаровского края пишут исследовательские работы на тему экологии и сдают экзамены по биологии.

«Зачастую неправильно выбранная тема реферата служит неудачным выступлением ученика. Ребята могут ознакомиться с информацией об экологии в регионе, исследованиях на сайте нашего Института, — рассказала старший научный сотрудник лаборатории Института водных и экологических проблем Любовь Антонова. — Только в нашем вузе работают лаборатории гидроэкологии, гидрологии, экологии растительности и животных. Каждый год мы создаем около 400 публикаций, монографии и учебные пособии, которые помогут школьнику написать качественную исследовательскую работу и хорошо сдать экзамен».

Официальный сайт Института водных и экологических проблем Дальневосточное отделение Российской академии наук  http://ivep.as.khb.ru/

Назад