Для детей-инвалидов создадут специальные условия для обучения в обычной школе
В краевой столице проходит совещание по вопросам организации и содержания коррекционного образования.
Совещание на тему: «Создание специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в муниципальных общеобразовательных организациях края».
Организаторы — министерство образования и науки региона и Хабаровский краевой институт развития образования.
В семинаре участвуют представители органов местного самоуправления, представители территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, педагогические работники и представители от каждой из 21 стажировочных площадок, от 10 базовых площадок Хабаровска по инклюзивному образованию.
«В настоящее время в крае создана система работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья и система учреждений, где обучаются эти дети. Во-первых, это специальные коррекционные образовательные учреждения различных видов кроме детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Во-вторых, это коррекционные классы в общеобразовательных учреждениях, и наконец, инклюзивное образование — когда дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в обычных классах», — рассказала заместитель начальника управления общего образования краевого минобрнауки Юлия Зотова.
Данный семинар посвящен созданию условий в муниципальных школах, где есть классы и инклюзивное образование.
В этом году в регионе реализуется проект по внедрению и апробации федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ. Определены пилотные площадки в каждом районе.
В общеобразовательных школах края функционирует 328 специальных (коррекционных) классов, в которых обучается 3349 детей с ОВЗ и 293 детей-инвалидов, в общеобразовательных классах интегрировано обучается 4608 детей с ОВЗ и 1188 детей — инвалидов.
«Проблема, над которой нам всем предстоит работать, заключается в том, что для детей в школе не всегда созданы соответствующие условия. Все требования четко прописаны в приказе министерства образования и науки края про «Организацию обучения детей в общеобразовательных учреждениях», в разделе «Создание условий по обучению детей с ОВЗ» », — подчеркнула Юлия Владимировна.
В этом разделе прописаны не только требования к окружающей среде: специальное оборудование, деление на группы, наличие узких специалистов для сопровождения этих детей: логопедов, психологов, тьюторов.
«В рамках акции «Спешите творить добро» мы узнаем о разных детях, которые обучаются в школах и видим, что зачастую их сопровождают родные. Родители могут стать тьюторами только при получении определенного образования, но в школах края эта практика еще не развита. Поэтому в пилотных школах надо создавать подобные условия, чтобы обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в школе ни в чем по содержанию и сопровождению не отличалось от коррекционного учреждения, — отметила Юлия Зотова. — Это большая, трудоемкая работа только потому, что зачастую учителя средних школ не имеют специализации дефектологического образования по работе с такими детьми. Поэтому министерством образования и науки края ведется работа по созданию группы переподготовки учителей в школах».
Юлия Владимировна привела пример случая в Охотском районе. В этом году незрячая девочка пошла в первый класс общеобразовательной школы. Перед этим учитель начальных классов прошел стажировку в Хабаровске. Теперь он может оказать специализированную помощь и владеет технологиями обучения этой девочки.
В 2014 году 35 общеобразовательных организаций работают в статусе краевых стажировочных площадок в условиях экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предполагается, что дети с ОВЗ и дети-инвалиды будут учиться вместе с другими детьми в обычном классе, но по другой образовательной программе.
Благополучно ли завершает обучение ребенок и идет ли прогресс в состоянии его здоровья определяет консилиум в учреждении. Не реже одного раза в полгода внутри школы собирается консилиум из узких специалистов, медицинских и педагогических работников. Если динамика развития ребенка соответствует прогнозу консилиума, то обучение продолжается на том же уровне.
В конце семинара участники разработают дорожные карты для муниципалитетов и определят план работы на следующий год.