Основные проблемы при сдаче и подготовке к ЕГЭ обсудили в Хабаровске
За круглым столом «ЕГЭ — за и против!» собрались представители министерства образования и науки Хабаровского края, общественной палаты региона и родительской общественности.
Инициатором дискуссии выступила общественная палата Хабаровского края. Ее представители предложили наладить сотрудничество школ с вузами по оказанию помощи в подготовке к ЕГЭ школьникам и преподавательскому составу.
«Выпускники возлагают очень большие надежды на результат ЕГЭ. Мы опрашивали школьников Солнечного района, главным плюсом ЕГЭ они считают возможность поступления в престижные вузы на бюджетной основе при хорошем результате, — отметил член комиссии по социальным вопросам краевой общественной палаты Анатолий Якумов. — В минусах же ребята указывали, что учителя зачастую и сами не могут решить задания из КИМов. Педагоги склонны не давать знания, а натаскивать школьников на сдачу ЕГЭ. К тому же на экзаменах ученики испытывают стресс, а подчас учителя нагнетают ситуацию, постоянно повторяя «не сдашь ЕГЭ, не поступишь в институт».
Еще одним недостатком Единого государственного экзамена представители Общественной палаты назвали КИМы:
«Контрольно-измерительные материалы меняются очень часто. Дети не успевают готовиться. Самый яркий пример на сегодня — введение сочинения. 5 октября рассказали о том, какие требования предъявляются к сочинению, а 5 декабря дети должны уже начинать писать первый этап. Школьников пугает и то, что неудачно написавших не допустят до ЕГЭ».
«Все хотят иметь высшее образование, но не у всех есть способности к этому. С этой точки зрения ЕГЭ — объективный инструмент, — считает начальник отдела аттестации и повышения квалификации управления общего образования краевого минобрнауки Ольга Просекова. — По закону об образовании РФ за комплектование образовательного учреждения педагогическими кадрами и уровень их подготовки ответственность несет директор школы. Вузы — федеральные учебные заведения и находятся в ведомстве министерства образования и науки России».
Ольга Просекова отметила, что краевое министерство образования и науки приглашает учителей, занявших призовые места в конкурсе «Лучший учитель России» на ежегодный «Слет пеликанов», которые проводят семинары по подготовке к ЕГЭ. Кроме этого каждый учитель имеет право бесплатно повысить свою квалификацию раз в три года. Во всех вузах региона есть курсы по подготовке к ЕГЭ для выпускников школ. Преподаватели университетов проводят обучающие тренинги для школьных педагогов.
«Дистанционные формы, как, например, «Телешкола», особенно полезны для отдаленных районов, где есть нехватка педагогов. Также в крае проходит много целевых интернет-вебинаров по разбору заданий повышенной сложности», — добавила Ольга Просекова.
Как и положено по закону об образовании и по правилам проведения Единого государственного экзамена последняя информация об изменениях КИМов была опубликована в октябре. Новейшие варианты контрольно-измерительных материалов доступны как в печатном, так и в электронном виде.
«В этом году по 9 из 11 предметов из списка ЕГЭ средние результаты Хабаровского края выше среднероссийских, — рассказала начальник отдела итоговой аттестации и оценки качества образования краевого минобрнауки Екатерина Кошельникова. — Много того, что рассказывают про Единый государственный экзамен — миф. И занимаются этим люди, которые не сдавали ЕГЭ и даже не видели заданий. КИМы сформированы таким образом, что там есть задания базового и повышенного уровней. И чтобы поступить в вуз, не обязательно нужно набирать 100 баллов. Результаты ЕГЭ должны быть высокими — это повышает конкурентоспособность выпускников».
Екатерина Кошельникова добавила, что в 2014 году из почти 6000 одиннадцатиклассников Хабаровского края не справились с обязательными предметами ЕГЭ и не получили аттестат 18 школьников (0,2%). Этот показатель ниже общероссийского (0,7%).
В конце круглого стола участники решили, что для снижения негативного эмоционального состояния школьников во время подготовки и сдачи Единого государственного экзамена необходимо разработать программу психологической помощи выпускникам.