III международная научно-практическая конференция стартовала в Хабаровске
Организаторы мероприятия — правительство Хабаровского края, министерство образования и науки края, Совет ректоров вузов Хабаровского края и Еврейской автономной области.
Тема форума — «Педагогическая власть: контексты и подтексты». Само название определяет феномен диалога в понимании педагогического влияния во всех сферах образовательного пространства, будь то школа, семья или социум. Цель форума заключается в том, чтобы рассмотреть данные явления во всех аспектах и проявлениях, от сферы влияния в международном образовательном пространстве до семейного воспитания, от педагогической культуры до технологий конструктивного взаимодействия с ребенком.
На торжественной церемонии открытия конференции с приветственным словом выступили министр образования и науки Хабаровского края Алла Кузнецова, митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, приглашенные специалисты.
— Педагогическая власть не должна являться полностью авторитарной, — считает Алла Геннадьевна. — Она предполагает сотрудничество между разными поколениями. Часто приходится слышать, что молодежь, ступая по жизни, гораздо охотнее набьет себе пару лишних шишек, чем прислушается к мнению более опытных людей. Необходимо искать компромиссы, к тому же сами учителя иногда могут кое-что перенять у своих подопечных. Суть педагогики заключается не в том, чтобы подчинить учащегося чужой воле, заставить его жить по шаблону. Мы должны развивать у детей способность самоопределяться в окружающем мире и прививать им вкус к образованию.
— Вызвать интерес к учебе у ребенка очень важно, — продолжает директор Центра мониторинга качества образования ВШЭ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Виктор Болотов. — Но многие опросы показывают, что большинство молодых учителей еще не готовы работать с детьми. Кто-то боится, кто-то недостаточно компетентен. Подрастающее поколение живет в цифровую эпоху — всю необходимую информацию ребята берут из Сети. Педагогам нужно менять тактику, а обучать специалистов такого профиля необходимо иначе.
— Контингент детей действительно меняется, даже не смотря на то, что с малых лет они начинают пользоваться навороченными гаджетами, — соглашается заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Евгений Ямбург. — Школы посещают ребята с различными расстройствами, болезнями, неврозами. Разве каждый учитель имеет навыки работы с такими детьми? К тому же в стране меняется демографическая ситуация. Для некоторых подростков русский язык не является родным, но обучать их ему, как иностранному, необходимо, что тоже вызывает определенные трудности. Эти проблемы должен разрешить новый профессиональный стандарт в вузах, который предусматривает изменения в подготовке специалистов педагогического профиля. В стартовавшей программе уже участвуют 40 высших учебных заведений.
В образовательных учреждениях региона сейчас трудятся 18,5 тысяч педагогических работников, из которых более 9 тысяч — учителя. С 2011 года на систему общего образования в крае направлено более 1,5 миллиардов рублей, на развитие инфраструктуры — 8 миллиардов, из них более 3,5 миллиардов на ремонт и строительство дошкольных учреждений. Зарплата педагогов регулярно повышается. За три года из краевого бюджета на эту цель выделено 5 миллиардов рублей. О том, что система образования стала одной из ведущих сфер в ДФО, говорят результаты прошедшего Единого государственного экзамена, а также возросшее количество призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников из числа жителей Хабаровского края.
Конференция продолжится 26 сентября на площадках Дальневосточного государственного гуманитарного университета, Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения, Хабаровского краевого института развития образования, Хабаровской духовной семинарии.