15 августа 2014 г.

Лайфхак: простые решения сложных педагогических задач раскрыли учителя Хабаровского края

12–13 августа в Хабаровске прошла ежегодная краевая научно-практическая конференция «От качества условий — к качеству образования». В работе конференции приняли участие губернатор Хабаровского края В.И. Шпорт, руководители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций высшего, среднего профессионального и дополнительного образования, директора общеобразовательных организаций, представители общественности Хабаровского края.

13 августа обсуждение наиболее актуальных для края проблем в сфере образования проходило на нескольких секциях. Вопросы преемственности начального и основного общего образования при переходе на новые Федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональной ориентации выпускников, организации корпоративного обучения педагогов рассматривались на секции «Алгоритмы, которые можно разрушать. Типовые решения для начинающих».

На секции присутствовали специалисты Управлений образования муниципальных районов, заведующие муниципальных информационно-методических центров, директора и заместители директоров школ Хабаровского края, а также общественные и профессиональные эксперты: Алексеева Юлия Николаевна, главный специалист отдела общего образования министерства образования и науки края, Бурцева Виктория Зигмундовна, председатель Совета женщин Центрального округа г. Хабаровска, Трегубенко Виктория Владимировна, директор компании Некоммерческое партнерство «Союз деловых женщин», Котлярова Людмила Александровна, заместитель председателя Хабаровского краевого отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд», Рафальчук Ольга Георгиевна, учитель русского языка и литературы школы № 582 г. Санкт-Петербурга.

Работа секции проходила в формате «лайфхака» — модного движения оптимизаторов жизни. Лайфхак — это набор методик и приемов «взлома» окружающей жизни для упрощения процесса достижения поставленных целей при помощи разнообразных советов. Он призван решать проблемы большого количества людей, экономя их время и силы.

На секции было предложено несколько педагогических задач, которые решали педагогические коллективы на этапе введения стандартов. Свои лайфхаки представили инновационные школы края, которые первыми стали внедрять  Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования в Хабаровском крае.

Своим опытом в достижении новых метапредметных образовательных результатов поделились педагоги школ № 3 им. А.И. Томилина г. Советская Гавань и № 30 г. Хабаровска. Решение такой задачи, как формирование умения «учиться», они видят в обеспечении индивидуальных образовательных траекторий учащихся, в применении деятельностных, развивающих  технологий обучения, во взаимодействии с социальными партнерами.

Таким образом школа № 30 активно сотрудничает с ТОГУ, в лабораториях которого занимаются школьники, с Краеведческим музеем, Хабаровской духовной семинарией. Педагоги школы № 3 им. А.И. Томилина применяют в образовательном процессе такие технологии, как проектная, технология моделирования, развития критического мышления, решения изобретательских задач, мыследеятельностная.

Ответ на вопрос, какой должна быть система оценивания индивидуальных достижений школьников в условиях введения новых стандартов, предложили учителя школы № 18 г. Комсомольска-на-Амуре. Они предлагают использовать для оценки образовательных результатов разные виды работ — проверочные, диагностические, творческие, отчеты по проектной деятельности, результаты оформлять в виде критериальных описаний, эталонов, памяток, линеек достижений, портфолио. Таким образом, происходит комплексная оценка всех достижений школьников. Детям и родителям становятся видными и понятными индивидуальные «приращения».

Как мотивировать учащихся на освоение новых знаний рассказали педагоги школы № 5 г. Николаевска-на-Амуре и гимназии № 5 г. Хабаровска.

«Новые знания ребятам для лучшего понимания и усвоения мы преподносим посредством визуализации. Мы начали с идеи скрайбинга — представления информации в понятных и запоминающихся картинках и схемах, — рассказала заместитель директора школы  № 5 Николаевска-на-Амуре Елена Ходжер. — Не только наши учителя готовят скрайбинг к урокам, но и ребята сами иногда выполняют домашнее задания в этом стиле. Ведь это намного интереснее, чем делать доклад, к тому же используются современные гаджеты и технологии».

Педагоги школы № 4 г. Николаевска-на-Амуре, № 1 п. Эльбан, № 37, 23, 27, лицея № 33 г. Комсомольска-на-Амуре, гимназии № 6 г. Хабаровска представили уникальные педагогические решения сложных задач.

Работа секции продолжится в виртуальном пространстве на форуме Хабаровского института развития образования (http://www.ippk.ru/index.php/forum/index/144-fgos-v-krae). В обсуждении проблем введения и реализации стандартов может принять участие любой заинтересованный педагог, родитель, общественный и политический деятель, представитель бизнеса, работодатель, все, кому не безразличны вопросы образования. 

Назад