27 июня 2014 г.

Алла Кузнецова выступила с докладом на расширенном заседании правительства Хабаровского края

Министр образования и науки региона рассказала о мерах по развитию системы оценки качества образования в Хабаровском крае.

По словам главы минобрнауки, за последние три года в отрасль образования произведены беспрецедентные вложения.

Уровень заработной платы педагогических работников в среднем по краю с 2011 года возрос более, чем на 200% и сегодня, согласно майским указам президента 2012 года соответствует средней заработной плате по экономике региона. На эти цели было направлено 4,6 млрд. руб.

В модернизацию материальной базы образовательных организаций края вложено 1,6 млрд руб., что позволило создать современные условия обучения в 85% школ и в 63% учреждений профессионального образования.

На повышение квалификации, в том числе в лучших образовательных организациях страны, было направлено 62 млн руб. Подготовку к работе в условиях новых образовательных стандартов прошли 66% педагогов.

Главным критерием эффективности этих мер является повышение качества образования.

Поэтому оценка и контроль качества деятельности систем образования всех уровней, качества работы педагога и качеств образовательных достижений учащихся является важным компонентом образовательной политики.

Региональная система оценки качества образования позволяет осуществлять ведомственную и независимую оценку на основе более 200 показателей и критериев.

Наиболее популярным показателем качества образования является результаты итоговой аттестации.

«Единый государственный экзамен в этом году проходил в условиях повышенной информационной безопасности и объективности оценки уровня подготовки выпускников. При этом следует отметить, что результаты выпускников края этого года сопоставимы с результатами прошлых лет», — подчеркнула Алла Кузнецова.

Снизилась доля не преодолевших минимальный порог баллов по математике — в 1,5 раза, русскому языку — в 3,5 раза. Количество стобалльников и доля высокобалльных работ в целом, хоть и не превысили результаты прошлого года, но значительно выше всех предыдущих лет.

Наблюдается явная положительная динамика среднего тестового балла ЕГЭ в школах, показавших в 2013 году худшие результаты. В этом году не получат аттестаты 17 выпускников, тогда как в прошлом году без аттестатов осталось 143 человека.

«Понижения результатов, которого многие опасались из-за повышения прозрачности процедур экзамена, не произошло. Это служит доказательством объективности сложившейся в крае системы оценки образовательных достижений», — отметила министр.

Очевидно, что для решения задач развития края нужны сильные кадры. Доля высоких достижений наших школьников на всероссийских и международных олимпиадах, как и доля высоких результатов ЕГЭ, самые большие в Дальневосточном Федеральном округе. Однако важно, чтобы эти талантливые ребята оставались учиться и работать на территории края.

«В последние годы благодаря мерам правительства по поддержке одаренных детей и усилиям совета ректоров вузов Хабаровского края все больше одаренных выпускников остаются учиться здесь. Вместе с тем, работа по сохранению интеллектуальной элиты молодежи продолжается, и мы готовим предложения по мерам адресной поддержки талантливых выпускников, продолжающих обучение в родном крае», — сказала Алла Кузнецова.

Созданы условия для получения качественного профессионального образования. Развиваются механизмы сетевого межвузовского взаимодействия, кооперация с научными организациями, на базе ведущих промышленных предприятий создаются базовые кафедры, лаборатории, малые инновационные предприятия.

Двухуровневая практико-ориентированная система среднего профессионального образования основана на сотрудничестве с предприятиями и организациями края и позволяет готовить как квалифицированных рабочих, так и специалистов среднего звена.

Участие в приоритетном национальном проекте «Образование», реализация краевой комплексной программы «Развитие профессионального образования в Хабаровском» позволило за последние 5 лет направить на развитие материально-технической базы учреждений для подготовки рабочих кадров и специалистов в области авиа- и судостроения, металло- и деревообработки, энергетики, строительства, сельского хозяйства, транспорта и лесной отрасли свыше 1,2 миллиарда рублей.

Модернизация системы профессионального образования края позволила по отдельным отраслям приблизить уровень оснащенности учебных заведений к условиям реального производства. Так, например: мастерские авиастроительного лицея № 2 г. Комсомольска-на-Амуре укомплектованы современным высотехнологичным оборудованием, на котором студенты выполняют заказы Комсомольского-на-Амуре авиационного завода, при этом используется полная технологическая последовательность изготовления продукции, принятая на производстве.

Итогом этой работы стало увеличение приема на бюджетные места по профессиям и специальностям технического профиля на 7% (2013 — 71,8%, 2008 г. — 64,7%)

Доля приема по рабочим профессиям в 2014 г. увеличилась на 10% и составила 82% (2008 г. — 71,9%).

Ежегодно расширяется подготовка под заказ предприятий. Так, в 2014 г. планируется открыть 8 новых профессий и специальностей (2008 г. — 5). Для профессионального образования важнейшим показателям качества является востребованность выпускников.

Показатель трудоустройства выпускников значительно лучше показателей субъектов Дальневосточного федерального округа — в крае не трудоустраивается лишь 7,6% выпускников вузов, 3,3% выпускников системы НПО/СПО.

В прошедшем году экономика края получила 7,5 тыс. молодых рабочих, специалистов среднего звена, из них около 5,5 тыс. по очной форме обучения.

Растет показатель закрепляемости выпускников на предприятиях края. Так, из числа направленных на работу в 2013 году закрепилось 84% молодых рабочих (2012 — 80%, 2011 г. — 77,6 %, 2010 г. — 71,1 %).

Работа по приведению подготовки кадров в системе профессионального образования в соответствие потребностям экономики края продолжается.

Вместе с тем, вопрос трудоустройства и закрепляемости выпускников невозможно полноценно решить без участия работодателей, отраслевых министерств и ведомств, поскольку он касается не только качества образования, но и качества условий, предоставляемых работодателем.

Сегодня формируется принципиально новая система оценки качества педагогического труда на основе внедрения эффективных контрактов, что позволит повысить ответственность каждого за конечный результат.

В текущем году осуществляется апробация показателей эффективности в краевых образовательных учреждениях, и в 2015 году предусматривается поэтапное внедрение эффективных контрактов во всех образовательных организациях края.

Повышение оплаты труда за достижение конкретных показателей должно быть основано и на использовании независимой оценки качества.

Министерством образования и науки Хабаровского края определены задачи на будущее:

— Уменьшение разрыва в качестве подготовки учеников школ повышенного статуса и малокомплектных школ;

— Сокращение числа ветхих и несоответствующих требованиям стандарта школ;

— Поддержка школ, работающих в сложных социальных условиях;

— Разработка адресных управленческих решений для школ, демонстрирующих стабильно низкие результаты;

— Расширение числа программ дополнительного образования по направлениям, привлекательным для подростков;

— Завершение модернизации учебно-производственной базы профессиональных организаций в соответствии с профилем.

В целях дальнейшего становления и развития региональной системы оценки качества образования в ближайшее время будут предприняты следующие меры:

— создание единой информационной системы образовательной статистики и мониторинга качества образования;

— подготовка специалистов в области педагогических измерений;

— расширение общественной составляющей в оценке качества образования.

Важно понимать: что оценка сегодняшнего качества образования — это фактически оценка завтрашнего состояния жизни, состояния общества и экономики.

Назад