Педагоги края ищут эффективные способы развития духовно-нравственной сферы у детей и молодежи
На шести дискуссионных площадках Краевой научно-практической конференций «Реализация духовно-нравственного компонента федерального государственного образовательного стандарта» в Хабаровской духовной семинарии педагоги, представители министерства образования и науки Хабаровского края, духовенства и родительских советов обсуждали духовно-нравственное воспитание детей.
В рамках обсуждения проблем дошкольного образования педагоги и руководители дошкольных образовательных организаций говорили, о том, как организовать духовно-нравственное воспитание дошкольников в образовательных организациях. В ходе обсуждения участники разрабатывали модели реализации нравственного развития детей. Проекты разработанных моделей будут выставлены на сайте Хабаровского краевого института развития образования. Еще одно предложение от участников — выстроить преемственные связи дошкольного и начального образования по духовно-нравственному воспитанию с опорой на государственные образовательные стандарты.
На площадке, в которой приняли участие представители органов управления образования, муниципальных методических служб, проектировали муниципальную систему образования, способствующую духовно-нравственному развитию подрастающего поколения. Участники сошлись во мнении, что в основе построения образовательной модели должны лежать базовые национальные ценности. Программа духовно-нравственного развития должна пронизывать все формы организации жизнедеятельности школы — и урочную, и внеурочную. Кроме того было предложено создать виртуальную площадку для организации сетевого взаимодействия органов управления образования на портале Хабаровского краевого института развития образования.
Учителя начальной школы на третьей дискуссионной площадке проектировали раздел основной образовательной программы, посвященный духовно-нравственному развитию детей. По итогам разговора участники обсуждения разработали «рабочую» модель, в которой ожидаемые результаты духовно-нравственного развития напрямую связаны с организацией деятельности в начальной школе. Участники решили попробовать использовать эту модель в своей работе, а затем по результатам создать свои проект программы.
Преподаватели предметов гуманитарно-эстетического цикла решение проблемы духовно-нравственного развития детей и молодежи видят через возвращение интереса у учащихся к книге, совершенствование языковой культуры. «Нужно сделать классику современной и относиться к ней так, как мы относимся к современному произведению, — заметил доцент кафедры филологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Сергей Владимирович Федоров. — А к современному произведению искусства следует относиться с такой же требовательностью и щепетильностью, как мы относимся к классике».
Заместители директоров школ по воспитательной работе и классные руководители проектировали образовательное пространство современной школы, нацеленное на эффективное решение задач духовно-нравственного воспитания. Основным ресурсом в духовно-нравственном воспитании детей является семья, которая должна быть партнером школы в формировании у ребенка системы базовых национальных ценностей духовной культуры. Собеседники предложили активнее привлекать родителей для проведения совместных акций, социальных проектов и праздников.
Представители родительской общественности обсуждали влияние школьного образования и семьи на духовно-нравственное развитие ребенка. «Для начала мы определились с тем, что такое духовно-нравственная культура и что такое светская и религиозная духовность. Очень многие люди путают религиозное и духовное воспитание, не знают определений духовности и нравственности, — рассказал руководитель секции доцент кафедры психологии ДВГГУ Илья Владимирович Лапытов. — В ходе беседы мы столкнулись с такой проблемой: родители и учителя очень тяжело вступают в диалог, они пытаются переубедить друг друга, а это уже спор, в котором не остается места ребенку. Его никто не спрашивает, что ему нужно. А ведь путь духовно-нравственного развития невозможно без желания ребенка».
Решение проблемы взаимодействия между родителями и школой заключается не в увеличении количества планируемых мероприятий, а в качестве их подготовки и проведения. Можно обойтись и одним, но вызывающим яркие, положительные и сильные эмоции и у ребят, и у педагогов, и у родителей. Самый обычный урок может послужить развитию духовной среды учеников, главное — заинтересовать и вызвать положительные эмоции.
Исходя из предложений участников, по итогам конференции была составлена резолюция, на основе которой будет выстроен план дальнейшей работы по данному направлению.