19 февраля 2014 г.

Дети с ограниченными возможностями здоровья будут учиться в обычных школах

В Хабаровске педагогам края рассказали о новых стандартах в коррекционном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

«13 декабря 2013 года минобрнауки России организовало обсуждение концепции федерального государственного образовательного стандарта для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. По итогам круглого стола было определено, что проект концепции доработают к середине 2014 года, и он будет введен с сентября 2014 года», — рассказала начальник управления министерства образования и науки Хабаровского края Виктория Хлебникова.

17 регионов России примут участие в эксперименте. Среди них и Хабаровский край. Уже определены шесть образовательных учреждений, которые станут базовыми для реализации практической части этого проекта. Это специальная коррекционная школа-интернат № 1 для глухих детей, школа-интернат № 2 для слепых и слабовидящих детей, комсомольская школа № 2 для детей с нарушениями речи, специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 5, специальная коррекционная школа№ 4 в Амурске и средняя школа № 51 Хабаровска. По решению минобрнауки края все 20 коррекционных учреждений будут включены в эксперимент, кроме этого в нем будут участвовать и общеобразовательные школы.

Самое главное, как подчеркнул один из авторов стандартов, директор института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев, они предполагают нормальное человеческое общение на всех этапах взросления. Задача стоит непростая: сделать людей с ограниченными возможностями здоровья конкурентноспособными на рынке труда, устранить физические и психологические барьеры в процессе образования.

Как подчеркнул Николай Малофеев, сегодня в России существует восемь видов специальных школ, а специалистов всего четыре: логопед, олигофренопедагог, тифлопедагог и дошкольный специалист. По его словам, инклюзивное образование остается ведущей тенденцией, но это не значит, что разработчики стандарта отказываются от системы специального образования.

Состав детей, которые входят в группу, меняется, соответственно нужно менять методы работы с такими ребятами, модернизировать систему подготовки педагогов.

Сегодня особые образовательные потребности испытывают больше 20 процентов школьников: это дети с ограничением здоровья, длительно болеющие ребята, с редкими заболеваниями, из неблагополучных семей, из семей мигрантов.

Идея комбинированной школы родилась лет 20 назад. Это классы, в которых учатся как дети по обычной программе, так и по специальной.

«Мы пошли дальше: комбинированные дошкольные учреждения, — рассказал Николай Малофеев. — Обычно специальные детские сады для детей с различными нарушениями реальны только в больших городах. В дошкольном учреждении есть группы, где объединяют нормально слышащих детей и детей с нарушением слуха. Когда стало ясно, что эта модель весьма эффективна и не требует больших финансовых затрат, мы задумались об организации смешанной школы. В ней в одном учебном заведении наряду с обычными классами должны быть специальные классы, или классы, в которых могут обучаться дети все вместе. Это позволяет объединить три заведения: обычное, специальное и инклюзивное. В этом есть плюсы: не надо отвозить ребенка в школу на другой конец города, учителя-предметники взаимодействуют с коррекционными учителями. Кроме того, очень важна среда сверстников, где все накапливают социальный опыт. Это спортивные и культурные мероприятия, дополнительное образование. Больших финансовых затрат это не требует. А за счет разумной организации можно обеспечить охват всех детей и организовать повышение квалификации и взаимопомощь всех специалистов».

По мнению автора стандарта, сегодняшние школы этого не предполагают, и никто не готовит учителей для работы с этими детьми. Поэтому в рамках модернизации предусмотрена организация учебы тех, кто работал бы с этими школьниками.

Назад