В газете «Тихоокеанская звезда» прошла традиционная прямая линия с министром образования и науки Хабаровского края Андреем Базилевским и начальником управления образования администрации Хабаровска Ольгой Тен
Накануне первого сентября газета «Тихоокеанская звезда» провела ставшую уже традиционной прямую линию с министром образования и науки Хабаровского края Андреем Базилевским (А.Б.) и начальником управления образования администрации Хабаровска Ольгой Тен (О.Т.). Свои вопросы читатели задавали как заранее, так и в ходе прямой линии.
- Здравствуйте, Андрей Александрович и Ольга Яковлевна, поздравляю вас с началом нового учебного года. Меня зовут Тамара Калугина, я учитель английского языка школы № 80 Хабаровска. У меня несколько вопросов. Во-первых, у нас прошел августовский педсовет, на который приезжал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. А кто мог стать участником такого педсовета? Я победитель нацпроекта «Образование» и руководитель окружного методобъединения учителей, хотела бы участвовать в педсоветах.
А.Б.: Мы открывали электронный педсовет на сайте Хабаровского краевого института развития образования еще месяц назад. Там была свободная регистрация. Зарегистрировавшись, можно было свободно прийти на пленарное заседание конференции, также выбрать секцию, в которой бы вы хотели поучаствовать. Кстати, уже не первый год проводятся он-лайн трансляции пленарных заседаний в Интернете. В этот раз также всю конференцию можно было увидеть и услышать не выходя из дома! Всю информацию об этом министерство своевременно выкладывает на сайт. Также можно будет ознакомиться со стенограммами выступлений на сайтах Хабаровского института развития образования, министерства, портала «Прообраз27».
Вообще, на образовательных порталах края сейчас много оперативной информации. И на сайте министерства, и на сайте городских и районных управлений образования работают электронные приемные. Можно задать все вопросы и через них тоже!
- Закончилась ли федеральная программа модернизации в регионе? Будут ли продолжаться подключения кабинетов учителей школ к сети Интернет?
А.Б.: Нет, федеральная программа не завершилась, процесс оснащения школ, повышения качества образования, продолжается. И в школы по-прежнему поступает новое оборудование: интерактивные доски, проекторы, оргтехника. В этом году увеличили интернет-трафик в два раза, на эти цели выделено почти 100 млн. рублей. Вот что хочу сказать: мы не будем вмешиваться в процесс, как вы будете распределять трафик в школе. Хотите — в один кабинет ставьте, хотите — во все. Решить этот вопрос — задача коллектива школы. Наша задача — отдать ресурс. А вот если кто-то начнет злоупотреблять, тогда мы вмешаемся.
- Еще такой вопрос: будет ли английский язык обязательным предметом ЕГЭ?
А.Б.: Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов на нашей краевой августовской конференции сказал, что с 2020 года иностранный язык будет обязательным для сдачи в форме ЕГЭ. Он отметил, что форма ЕГЭ будет совершенствоваться. И первое, что сделает федеральный центр, — будет вводить устную часть в ряд предметов. Какие это будут новшества — пока неизвестно.
- Здравствуйте! Я — учитель и у меня такой вопрос. Министр Дмитрий Ливанов сказал о сокращении бюрократической работы в школах. Как это будет? С чем связано написание каждым учителем программы по каждому классу с нового учебного года. У меня семь классов, а значит, семь рабочих программ, помимо календарно-тематического плана.
А.Б.: Давайте сначала разведем несколько понятий. Есть бюрократическая нагрузка. Например, отчеты о контингенте, отсеве учащихся и так далее. Вот с этим, конечно, нужно бороться. Это лишняя нагрузка на учителя. А есть педагогическая составляющая работы учителя. Да, есть типовые программы. Но ведь у всех разные дети и каждый учитель ориентируется на их личность. Мы же сейчас говорим об индивидуальном компоненте программы, который необходим! Поэтому это останется.
- Здравствуйте! Ребенок пошел в профильный филологический класс, но желает поступать в медицинский университет. Может ли он выбирать ЕГЭ не по профилю класса? Сколько предметов может сдавать ученик в форме ЕГЭ?
О.Т.: Обязательными для сдачи в форме ЕГЭ являются только русский язык и математика. Экзамены по другим предметам — литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам, информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) — выпускники сдают на добровольной основе по своему выбору независимо от профиля обучения. Количество экзаменом определяется вами самостоятельно, для этого до 1 марта нужно написать заявление о сдаче экзаменов по выбору с указанием предметов.
- Меня зовут Анастасия Феоктистова, здравствуйте. Слышала, что будет новый предмет — «Основы религиозных знаний и светской этики». Зачем это нужно? И могут ли родители школьника отказаться от того, чтобы ребенок его посещал? Уж лучше ввести предмет «Основы семейных ценностей», вот с этим у нас проблема!
О.Т.: Этот вопрос родители задают часто. Пока, к сожалению, вокруг нового предмета много домыслов. Думают, что будет изучаться или даже навязываться одна религия, но это не так. У нас — многонациональная страна, многокультурная и знать те ценности, которыми мы живем, надо. И не всегда дома могут рассказать об этом. Есть программа, планы работы, предмет будет преподаваться в 4-5 классах. И он предполагает изучение религий нескольких направлений. И у школы, и у ученика есть выбор по какой траектории идти. Отказаться от посещения этого предмета, нельзя, как и от любого другого школьного предмета. Есть и система оценивания.
А.Б.: Добавлю с точки зрения закона.Этот предмет вводится в исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года. Там сказано, что в общеобразовательных учреждениях всех субъектов Российской Федерации с сентября 2012 года начинается изучение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Сразу отмечу, что данный курс является обязательным для изучения. Ее целью является формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. И, считаю, это правильно. Ведь сколько у нас конфликтов и проблем из-за незнания взглядов других людей, живущих рядом с нами. Нужно воспитывать толерантность в наших детях.
Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определенного модуля для обучения своего ребенка.
Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
- Всем педагогам повышают зарплату. Ожидается ли нам, воспитателям социальных гостиных, прибавка к зарплате, и когда. Я из Хабаровска.
О.Т.: Да. Должностные оклады воспитателей социальных гостиных увеличены с 1 февраля 2012 года на 30 процентов и составляют 5677 рублей. Перерасчет и выплата заработной платы работникам социальных гостиных в общеобразовательных учреждениях с учетом повышения окладов с 1.02.2012 произведен с июня 2012 года.
А.Б.: Осенью также будут перерасчеты. Которые коснутся в том числе и вас. Также всегда можно прийти на прием в городское управление образования или министерство, если вдруг возникли какие-то проблемы или вопросы.
- Вопрос от Андрея Бекренева. Почему в школах для старшеклассников существует так называемая «практика».
Школьники убираются во дворе, красят… Почему мы должны это делать?
А.Б.: А почему мы иногда должны мыть дома посуду, убираться? Мы ведь дома это делаем? И это нормально, наводить порядок в своем доме. И если ты сам навел порядок, то уже не допустишь, чтобы кто-то пришел и сорил. Это нормально, когда дети дежурят в школе, моют доску, помогают преподавателям следить за порядком в школе, помогают привести школу в порядок перед учебным годом. Это помимо навыков работы руками, дает и социализацию, сплачивает коллектив, учит относиться к своей школе и классам бережно. Сейчас в погоне за соблюдением прав, мы забыли об обязанностях. Скоро мы не будем протирать в классе доску, потому что это тоже чему-то противоречит… К чему идем тогда? Я считаю, что практика — это хорошо. Почему должны? Да, конечно, никто не должен. Но тогда что? Жить с помощью официантов и уборщиц? Ждать что кто-то что-то сделает для вас?
О.Т.: Такие вопросы, как задал читатель газеты Андрей обсуждаются на школьных советах. И совет сам принимает решение: помогать школе или не помогать школе. Заставлять — нельзя. А принимать участие в каких-то хороших школьных трудовых делах — нужно. У нас на время летней кампании есть трудовые отряды старшеклассников, которые работают, в том числе, и при школах. Ребята благоустраивают свое учебное заведение и получают заработную плату. — Здравствуйте! Меня зовут Елена Федорова. Идет замечательная программа по модернизации питания в школах Хабаровска, а в детских садах она будет?
А.Б.: Действительно, в 2010-2011 годах Хабаровский край на условиях софинансирования стал участником федерального экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Он реализовывался только в школах. Вместе с тем, учитывая, что организация дошкольного образования относится к компетенции органов местного самоуправления, при принятии положительного решения администрациями городских округов его можно реализовать и в дошкольных учреждениях.
О.Т.: Добавлю о ситуации в городе Хабаровске. У нас по решению мэра Александра Соколова с 2010 года реализуется проект совершенствования питания школьников «Пишка», цветные банеры, рассказывающие об этом, установлены в разных уголках города. В рамках проекта производится закупка нового оборудования на пищеблоки.
За три года модернизированы пищеблоки в 82 процентах школ. Финансирование проекта уже составило 275 млн.рублей, в том числе из федерального 60, краевого 128 и местного — 87. Охват горячим питанием увеличился до 84 процентов. В 2013 году, при поддержке правительства края, планируется завершение модернизации оставшихся 14 пищеблоков. Это позволит сформировать сеть базовых столовых. Ведь есть школы, где невозможно сделать хорошую кухню, но есть возможность раздавать еду и организовывать прием пищи. Поэтому, вкусным, полезным и горячим питанием будут охвачены все школьники.
Что касается детских садов, то новое оборудование закупается и туда, по программе «Развитие дошкольного образования в городе Хабаровске на 2011-2013 годы». По состоянию на 2012 год оснащены современным оборудованием 62 процента дошкольных учреждений.
- Вопрос по почте от Ирины.Я молодой учитель, работаю в сельской школе. Могу ли я претендовать на сберегательный капитал, мое село включено в список с острой необходимостью педагогов. Как составлялся перечень населенных пунктов, куда направляют специалистов по краевой программе сберегательного капитала, почему туда включаются каждый год разные населенные пункты? Кому полагается выплата сберегательного капитала? Слышала, что сберкапитал в 2010 году выплачивали только учителям английского языка и то, частично.
А.Б.: Сначала немного напомню читателям, что это за программа. В школы края, с острой кадровой потребностью, приглашаются педагоги, которые заключают контракт на три года. После отработанных лет, они получают солидную выплату, в размере 50 окладов труда, с учетом коэффициентов. Суммы получаются от 450 до 700 тысяч рублей, в зависимости от района края. В этом году у нас уже есть первые выпускники этой программы. Причем, некоторые остаются работать и дальше в тех школах, куда приехали на работу.
В обращении Ирины речь идет о постановлении Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2008 г. № 312-пр «О мерах по обеспечению квалифицированными кадрами учреждений социальной сферы Хабаровского края». Любой нормативно-правовой акт, рассчитанный на длительный срок действия, не может существовать все время в одной редакции. Идет время, меняются социальные условия, законы, требования. Проанализировав эффективность действия данного постановления с 2009 по 2011 год, и изучив предложения исполнителей, в него были внесены соответствующие дополнения, которые позволят более эффективно привлекать молодых специалистов в сельскую школу. Ведь основная задача этого нормативного акта — обеспечение квалифицированными кадрами учреждений социальной сферы края.
В реализации данного постановления участвует не только отрасль «Образование», а также «Здравоохранение», «Спорт», «Культура», «Социальная защита населения», учебные заведения высшего профессионального образования, муниципальные районы. При составлении списка населенных пунктов, включенных в постановление, были учтены предложения всех исполнителей мероприятий этого постановления.
Включение большего количества отдаленных и труднодоступных поселков края в реализацию программы сберегательного капитала позволит заместить большее количество вакансий. В этом и есть эффективность действия данного постановления, направленная на закрытие острой кадровой потребности.
Тем не менее, внесенный в постановление населенный пункт вовсе не означает, что все, кто прибыл на трудоустройство в учреждения социальной сферы этого поселка, обязательно получат сберкапитал. Самым главным условием предоставления сберегательного капитала является включение вакансий, которых не удавалось закрыть на протяжении нескольких лет, в перечень острой кадровой потребности. Следовательно, у работников с остродефицитной специальностью, возможности трудоустроиться под программу сберегательного капитала значительно больше.
Судя по всему, Ирина бывший целевик. Значит, уже однажды воспользовалась социальной поддержкой правительства края в рамках Закона № 63. Сейчас отрабатывает согласно договору о целевой подготовке три года, поэтому вакансия, на замещение которой она прибыла, и не являлась острой.
Отвечая на третью часть ее вопроса, судя по всему, его автор имеет в виду предоставление молодым специалистам президентского гранта, который выплачивался в рамках Федеральной программы двумя частями в 2010 и в 2011 годах. Договоры на предоставление президентского гранта заключались молодыми специалистами напрямую с Минобрнауки РФ. Мы осуществляли координирующую функцию в части подготовки и отправки отчетов по гранту.
Из Солнечного муниципального района договор на президентский грант заключен с двумя учителями английского языка, которые своевременно получили всю сумму. Информацию об этом гранте можно найти в сети Интернет!
За весь период действия постановления 312-пр в Солнечном муниципальном районе заключено всего два договора: один по отрасли «Образование» — 2011 год, другой по отрасли «Здравоохранение» — 2009 год.
Текст взят с официального сайта газеты «Тихоокеанская звезда»